ЭПОХА НАУКИ
Тверская областная Рериховская общественая организация
Рерихи и Тверской край


Защита имени и наследия Рерихов


В защиту деятелей Культуры


Гуманная педагогика


Эпоха науки


Вселенная творчества




Новости сайта


Контакты


Карта сайта

























МЕЖДУНАРОДНЫЕ
НАУЧНО-
ОБЩЕСТВЕННЫЕ
КОНФЕРЕНЦИИ
Международного
Центра Рерихов



ЛЕКЦИИ, НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ, СЕМИНАРЫ
(Официальный канал Международного Центра Рерихов на YouTube)



ФИЛОСОФИЯ
ЖИВОЙ ЭТИКИ
(Официальный канал Международного Центра Рерихов на YouTube)



ПЕРВЫЕ ШАПОШНИКОВСКИЕ
ЧТЕНИЯ: подходы и
направления к изучению
творческого наследия
Людмилы Васильевны
Шапошниковой (1926–2015)
30 июля 2017 г. (видео)



НОВОСТИ
Международного
Центра Рерихов



НОВОСТИ
Российской
академии
естественных
наук



НОВОСТИ
Российской
академии
космонавтики
имени
К.Э.Циолковского



НОВОСТИ
Российской
академии
образования






Выставки


День Культуры


Памятник Любви


Колокол Мира


Тверская горница


Сотрудничество





Афиша


Новости


Публикации


Книга-почтой МЦР


Электронная
библиотека






Галерея картин
Н.К. и С.Н. Рерихов


Приглашение
в Музей






Международный
Центр Рерихов




Эпоха науки


Научная деятельность Рерихов | Международная премия имени Е.И.Рерих | Актуальная тема


Объединённый Научный Центр проблем космического мышления | Рериховедение

Главная / Эпоха науки


ЭПОХА НАУКИ


«Нужно понять исторический ход развития мировой эволюции. Мы стоим у Врат Новой Эпохи необычайных открытий и достижений во всех областях науки». (20 ноября 1949 года)

«Единство Космоса с человечеством станет истиной неоспоримой, и такое осознание преобразит жизнь мыслящего человека. И к такому продвижению приблизят нас лаборатории новых учёных-искателей, смелых и нашедших в себе сокровище психической энергии». (22 июля 1951 года)

Е.И.Рерих


Живая Этика и наука: новое космическое мышление


Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха, академик РАЕН и РАКЦ Л.В.Шапошникова. Международная научно-общественная конференция «Живая Этика и наука» (7 - 10 октября 2007 г., Международный Центр Рерихов, Москва) «Явление Живой Этики – это импульс Высшего нашей ступени космической эволюции. Сама философия Космической Реальности есть основа нового вида мышления – космического. Эта же философия содержит и систему познания такого вида мышления.

История человечества знала до XX века три вида мышления – мифологическое, религиозное и научное. Наиболее загадочным для нас является мифологическое сознание, или мышление, представлявшее собой цельную образную систему информации, в которой преобладали космические сюжеты. Этот вид мышления не имеет начальных ступеней на Земле, оно как бы появилось на нашей планете уже в какой-то завершённой структуре, содержавшей общие положения для народов, находящихся в отдаленных друг от друга пространствах. Можно предположить, что такая уникальная информация пришла на Землю из миров более высокого состояния материи и измерения. По-видимому, это был первый энергоинформационный импульс Высшего в пространство низшего.

Из недр мифологического мышления выросло религиозное, когда импульс Высшего обрёл новую форму – появление Великих Учителей и новых духовных Учений.

Сказать, что из религиозного мышления выросло современное научное, мы вряд ли сможем. Если мифологический и религиозный виды мышления человечества были явно связаны с Высшим Космосом, то о научном мышлении сказать этого нельзя. В этом случае мы сталкиваемся с загадкой, которая может быть объяснена лишь частично. В XVII–XVIII вв. эмпирическая наука становится чисто атеистической, порывает с метанаукой и теряет связь с Высшим, что самым скверным образом повлияло на теорию её познания. В этом немало повинна церковная инквизиция. Она самым жестоким образом преследовала всякое свободомыслие и прежде всего научное.

Новое космическое мышление, концепцию и систему познания которого мы находим в Живой Этике, восстанавливает в новой науке такую связь. В связи с формированием в XX веке нового вида мышления необходимо обратить внимание на одно из важных обстоятельств. Философия Живой Этики давалась на русском языке и предназначалась в первую очередь России. Духовная революция, которая началась в России в конце XIX – начале XX века, в немалой степени способствовала этому обстоятельству. Именно в пространстве этой Духовной революции начали появляться ростки космического мышления. Они ясно прослеживались в философии Серебряного века в работах В.С.Соловьёва, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, братьев С.Н. и Е.Н. Трубецких, П.А.Флоренского и др. Мы находим их в русской поэзии в произведениях Тютчева, Блока, Белого, Вяч. Иванова и многих других поэтов. Значительный вклад в формирование космизма внесли и русские учёные В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский. Во многих их работах мы находим отзвуки космических идей Живой Этики. Русские художники, такие как Чюрлёнис, Рерих, Бенуа, Врубель, а позже творцы «Амаравеллы», опережая науку в своих прозрениях, несли в своём творчестве образы будущего нового сознания.

Всё это вместе взятое сделало Россию родоначальницей космизма, который впоследствии вышел за её границы и оказал большое влияние на мысль Запада. Живая Этика как бы подвела итог космического мышления российской Духовной революции, развила её космические идеи и заложила основы системы познания космического мышления. Именно в ней, в философии Космической Реальности, мы находим плодотворные мысли о новой науке, о синтезе, который предоставит этой науке беспредельные возможности для дальнейшего развития и познания Мироздания во всём его богатстве.

XX и начало XXI века сделали нас свидетелями ещё одного энергетического импульса космической эволюции – в мир пришли дети нового сознания, и это подтверждает положение Живой Этики о наступлении новой эпохи и появлении человека Духовного как нового вида человека разумного. Дети нового сознания с их необычными способностями, знаниями и нравственной структурой есть начало этого нового вида человечества. Наша прошлая научно-общественная конференция [Речь идёт о конференции «Дети нового сознания», состоявшейся в МЦР 8–11 октября 2006 г.] была полностью посвящена таким детям.

Живая Этика даёт нам представление о новой ступени космической эволюции, о новой эпохе, о новом человеке, о новом мышлении, новой науке и новых грядущих знаниях, так не похожих на ныне существующие.

Известно – и возможно, что это историческая закономерность нашей планеты плотной материи, – что старое всегда противостоит новому, а новое пробивает себе путь в драматической борьбе со старым. И наш, как мы считаем, образованный век не избежал подобного процесса. Не буду останавливаться на позиции церкви, которая в своё время сожгла на костре великого учёного Джордано Бруно и судила другого, не менее великого учёного Галилея за абсолютно верную идею о вращении Земли. Эта позиция, спустя века, ни в чём не изменилась.

Нас должно больше всего интересовать пространство науки. Его можно условно разделить на две части – науки гуманитарные и науки естественные и точные. На обе части в значительной мере влияли и исторические обстоятельства, и обстоятельства познания как такового. Что касается гуманитарных наук, куда входит и философия, то это наиболее консервативная часть. Положение с ней усугубляется ещё и тем, что долгое время существования тоталитарного, одномерного государства сделало эти науки носителями его идеологии. В результате то новое, что сейчас входит в нашу жизнь, крайне трудно воспринимается застоявшимися мозгами, утратившими способность мыслить самостоятельно, и в основном отвергается. У российских философов, прошедших школу идеологического тоталитаризма, часто возникает стремление определить это новое старыми, архаическими терминами, давно потерявшими свой смысл и мало понимаемыми самими философами. В результате положения Живой Этики искажаются, а её новая система познания остается просто незамеченной таким исследователями. И поэтому одни философы, критикуя Живую Этику, обвиняют её в отсутствии теории познания, а другие относят философию Космической Реальности к эзотерике, что крайне неверно. Всем грамотным людям известно, что эзотерика – это система закрытых знаний. Считать таковой Живую Этику не приходится. В ней закрытых знаний не существует. Если эти знания непонятны читающему философу из-за узкой культурной подготовки, то это проблема самого философа, а не философии Живой Этики. Не воспринимается Живая Этика и многими историками, филологами, журналистами и т.д. Но оставим их в покое и обратимся к тем, кто заинтересовался этой философией и начал понимать её значение. В гуманитарных науках таких единицы. В естественных и точных науках их больше, но далеко не достаточно, чтобы говорить о восприятии этого нового большинством носителей таких наук. Однако в последнее время их количество увеличивается, что свидетельствует об углублении процесса постижения нового в пространстве науки как таковой.

В 2003 году по инициативе четырех организаций – Международного Центра Рерихов, Российской академии естественных наук, Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского и Российской академии образования – в Музее имени Н.К.Рериха состоялась научно-общественная конференция «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века». В работе её секций и пленарном заседании приняли участие более 900 учёных различных научных организаций и институтов, в том числе и академики, членкоры и сотрудники Российской академии наук. В конференции участвовали 13 академиков, 87 докторов наук и большое количество кандидатов наук. На конференции была единогласно принята резолюция, в которой среди остальных решений отмечу два пункта. Один – о необходимости ввести в научный оборот философию Живой Этики, другой предлагал на базе Международного Центра Рерихов создать научный центр по проблемам нового космического мышления. Надо отметить, что полного единства на конференции не было и не могло быть. Всех участников объединяло одно – интерес к новому космическому мышлению и философии Космической Реальности. На конференции присутствовали учёные различных областей науки, каждый из которых имел свой круг представлений по обсуждаемой теме. Поэтому и на заседаниях секций, и на Круглом столе конференции шли дискуссии по затронутым вопросам. Был ряд спорных моментов и во время обсуждения резолюции. Однако конференция пришла к единому мнению, что работу по исследованию нового космического мышления надо продолжить, поскольку эти исследования имеют немалую научную перспективу.

В декабре 2004 года на базе МЦР был создан Объединённый Научный Центр проблем космического мышления (ОНЦ КМ), в сферу исследований которого с полным основанием вошла Живая Этика. При ОНЦ КМ начал действовать учёный совет под руководством академика РАН, заместителя руководителя Уральского отделения РАН Владимира Николаевича Большакова. Был подготовлен сборник научных трудов ОНЦ КМ [Труды Объединённого Научного Центра проблем космического мышления. Т.1. М: МЦР; Мастер-Банк, 2007; Труды Объединённого Научного Центра проблем космического мышления. Т.2. М: МЦР; Мастер-Банк, 2009; Труды Объединённого Научного Центра проблем космического мышления. Т.3. М: МЦР; Мастер-Банк, 2013] и развернута работа секций научного центра.

Конференцию 2003 года можно считать в какой-то мере исторической, после неё в исследование проблем Живой Этики включились научные конференции государственных университетов, таких как Уральский, Томский, Саратовский, Башкирский, Белорусский. За это время по Живой Этике опубликовано немало работ чисто научного характера. Российская академия наук предоставила страницы своих изданий для публикаций учёных, работающих в ОНЦ КМ и занимающихся проблемами Живой Этики. Из работ этих учёных составлен сборник «Живая Этика и наука», который выйдет в ближайшее время [Живая Этика и наука. Выпуск I. М: МЦР; Мастер-Банк, 2008; Живая Этика и наука. Выпуск II. М: МЦР; Мастер-Банк, 2013].

Всё вышеперечисленное свидетельствует о значительном расширении в научном пространстве интереса к философии Космической Реальности, к её проблемам и её новой системе познания.

Нынешняя конференция «Живая Этика и наука» подтверждает своими работами и докладами положительные тенденции, связанные с формированием нового вида мышления – космического. Участие в этом процессе учёных является обнадёживающим фактором в развитии дальнейших исследований в этой области».

Л.В.Шапошникова
Из доклада «Основные особенности философии Живой Этики»
Международная научно-общественная конференция «Живая Этика и наука» (2007)




Книги

Живая Этика и наука. Сборник статей. Выпуск I (в формате html) / (в формате pdf)


Статьи

В.И.Алексеева. Постулаты космической философии К.Э.Циолковского

С.П.Курдюмов. Новые тенденции в научном мировоззрении

В.Н.Миргородский. Слово о русском Космизме

Р.Е.Ровинский. Элементы космического мышления в современной физической науке

Т.П.Сергеева. Концепция эволюции в Живой Этике и трудах ученых-космистов: мировоззренческие параллели

В.Г.Соколов. Актуальность осмысления культуры с позиции нового космического мышления

В.В.Фролов. Расширение сознания ученого и использование идей Живой Этики в научных исследованиях

В.В.Фролов. Философия Живой Этики – основа новой науки

Л.В.Шапошникова. «Доспех лучей лабораторных»

Л.В.Шапошникова. Исторические и культурные особенности нового космического мышления

Л.В.Шапошникова. «И Я ЗАЖЕГ ЭТОТ ОГОНЬ» (о К.Э.Циолковском)

Л.В.Шапошникова. Космическое мышление и новая система познания

Л.В.Шапошникова. Наука и Живая Этика

Л.В.Шапошникова. «О, ВЕЩАЯ ДУША МОЯ!» (о П.А.Флоренском)

Л.В.Шапошникова. Философия космической реальности

Л.В.Шапошникова. «ЦАРСТВО МОИХ ИДЕЙ ВПЕРЕДИ» (о В.И.Вернадском)

Ф.Т.Яншина. В.И.Вернадский о философии и ее значении в развитии науки





К началу страницы




© 2009-2018 Тверская областная Рериховская общественная организация (ТОРОО)